Разделы

12 августа 2011 г.

Бесчестные приемы современной торговли

«Коммерческая мораль XV – XVII веков исходила из принципа, что каждому продавцу гарантируется определенный круг покупателей, определенный рынок, и другие не могут и не должны захватывать принадлежащую ему область. 
«Не отбивай ни у кого покупателей, ни устно, ни письменно». Не допускалась ловля покупателя, путем ли зазывания в лавку или хождения по харчевням, где остановились приезжие, а также посредством привлекательных витрин или убранства лавки или путем публичного оповещения о продаваемых товарах.

Нельзя было пользоваться объявлениями для рекламирования своих товаров, даже для указания места продажи. А совсем грязным приемом считалось оповещение о том, что товар продается по более низким ценам, чем у конкурентов. Это считалось последним делом, средством отчаяния, применяемым почти разорившимся торговцем.  В этом случае соединялось два безнравственных поступка, недостойных честного коммерсанта -  недопустимое оповещение о продаже через объявление, и столь же порицаемое сбивание цен, продажа себе в убыток, по таким ценам,  «при которых солидный купец не может существовать».

Из книги И. Кулишера  «История экономического быта Западной Европы» (я бы добавил – замечательной книги).

1 комментарий:

  1. Сейчас это называется "профессиональная этика". А суть та же - картель. Сговор продавцов против покупателей. Прискорбное явление.

    Вообще картели недолговечны, так как каждому участнику конвенции выгодно ее нарушить. Поэтому если картель стабильна, значит она удерживается силой, т.е. сговор продавцов энфорсится властями. Врач, "неэтически" критикующего коллег, лишается лицензии; предприниматель за демпинг попадает в тюрьму; сапожника, работающего по ночам, выгоняют из гильдии или из города...

    Кулишер не рассказывает, как именно энфорсились описанные им порядки?

    ОтветитьУдалить