Разделы

30 апреля 2011 г.

Нефтяное благословение

У меня был близкий приятель, с которым я учился в школе, а потом в университете. Его родители работали по торговой части, что в советское время означало: больше денег, больше дефицитных товаров, больше прочих благ.
Он был отличный парень и никогда не бравировал своим материально-денежным превосходством. Впрочем, в докапиталистические времена показателем статуса нередко было количество прочитанных книг и хорошая память – чтобы читать девушкам стихи.

Но деньги требовались и при социализме. Мой приятель получал их от родственников, а мне их приходилось зарабатывать.  Первая должность в моей трудовой книжке именовалась загадочно – МОП («младший обслуживающий персонал»). Проще говоря, по вечерам я мыл полы в школе. Плюс обычные студенческие заработки: разгрузка–погрузка вагонов, овощная база, мелькомбинат.

На свадьбу приятелю подарили дом. Я же еще лет десять жил на съемных квартирах. Когда у него появился автомобиль, я ломал голову над тем, где найти деньги на стиральную машину.
Однако я не завидовал ему.
Напротив, я гордился тем, что мне никто не дарит деньги, что я их зарабатываю сам.
Я знал, что в отличие от своего приятеля, смогу выжить в любых ситуациях.  
Я говорил себе: «Вот придут аховые времена и посмотрим, как он будет выкручиваться и выживать».

Аховые времена пришли, но почему-то на приятеле никак не отразились. Многочисленные родственники по-прежнему помогали ему держаться на плаву, а я по-прежнему должен был работать, чтобы зарабатывать.

И поумнев, я подумал: «Черт возьми, а что плохого в том, что благополучие достается  без всяких усилий? Конечно, я могу гордиться своей независимостью, работоспособностью  и профессионализмом, но разве я бы отказался от возможности просто получать деньги, а не добывать их, работая ежедневно по 10-12 часов?  Да и гордиться здесь особо нечем: я работаю столько лишь потому, что у меня нет другого выхода, потому что мне необходимо кормить себя и семью.
А его семья не бедствует без всяких трудовых подвигов. И потому он имеет полное моральное право лежать на диване в то время, как я такого права лишен.
Иначе говоря, ему в жизни повезло, а мне нет».

Годами я читаю статьи на тему  «нефтяного проклятия».  Оказывается, страшная беда России заключается в том, что из-за огромных запасов нефти и газа у страны нет объективной необходимости развиваться и модернизироваться, изобретать и экономить.

А может быть, это не проклятие, а божий дар?
Может быть, наоборот, стоит посочувствовать европейцам и японцам, которые не могут позволить себе десятидневные праздники, которые вынуждены быть трудоголиками, которые обязаны развивать технологии, потому что кроме технологий им больше нечего продавать?
И почему бы не расслабиться и не получать удовольствие от падающих с неба (точнее, бьющих из-под земли) миллиардов и не мучить себя дурацкими мыслями о буксующих программах модернизации?

Человек по своей натуре активизируется только тогда, когда его прижимают к стенке. Никто в здравом уме не станет заменять легкие нефтяные деньги на тяжелые   «технологические». Призывы к модернизации так и останутся призывами, пока деньги можно просто получать.

Нет своих компьютеров? – Купим за границей.
Нет нанотехнологий?  – Купим.
Нет современных кораблей, самолетов, станков? – Ну и что? Их можно тоже просто покупать – денег-то много! – у несчастных стран,  лишенных нефти и газа.

Нефть и газ когда-то иссякнут, деньги тоже?
Если это и произойдет, то только лет через 50-100, а если повезет, так и через двести. И вот только тогда и появится смысл заниматься модернизацией.
Но не раньше.

1 комментарий:

  1. "Превосходство страны есть царь заботящийся о стране",- присал царь Соломон. Нефть- это не благословение и не проклятие... Это нефть, это деньги, которые обнаруживают пороки или достоинства тех кто ими владеет. Когда нашли нефть в Норвегии - страна изменилась, поднялась, когда в арабских странах нашли нефть- они зазеленели... Что у нас?

    ОтветитьУдалить